Путешествие в Листвянку
2 Сентября 2016
В середине августа мы всей семьёй решили отдохнуть в поселке Листвянка (Иркутская область) и прокатиться по Кругобайкальской железной дороге. Свою поездку мы запланировали заранее; прогноз погоды и предстоящие дожди нас совсем не расстроили – мы нашли весомый повод купить галоши и наслаждаться каждой минутой отдыха.
Свой путь мы начали в 09:30 утра с переправы из порта Байкал. Честно говоря, мы ожидали увидеть захудалое суденышко, а поплыли пусть и не на большом, но красивом и современном катере.
Это место, где на узкой полоске Байкальского побережья удивительным образом слились воедино каменная кладка порталов тоннелей и подпорных стенок с колоритными неповторяющимися скалами. Склоны, обращенные к Байкалу, во многих местах очень круты, прорезаны узкими, но глубокими долинами, иногда почти вертикально вздымаются над озером.
Кругобайкальская железная дорога является уникальным памятником инженерного зодчества.
Немного истории, которую рассказал нам гид:
17 мая 1891 г. царь Александр III издал указ о начале строительства Транссибирской магистрали, "повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений".
Строили ее в основном сосланные в Сибирь каторжники. Всего было задействовано около 15000 человек, работавших по 14-16 часов в сутки. Часто происходили несчастные случаи, за год погибало до 100 человек.
Пробивка тоннелей осуществлялась преимущественно вручную, с использованием взрывчатки. Суточная скорость продвижения составляла 40-50 см. По вольному найму работали специалисты по кладке камня из Италии и Албании, использующие в строительстве элементы циклопической кладки, при которой камень ставится без связывающего раствора, путем подбора по форме.
На каждый километр пути в среднем израсходовано по одному вагону взрывчатки и произведено земляных работ по объему, равному вместимости примерно 400 вагонов, что сравнимо с объемом работ на строительстве Суэцкого канала.
За период строительства этого участка транссибирской железной дороги (от Култука до порта Байкал) строители возвели 41 тоннель. Из них 40 сохранилось. Общая протяжённость тоннелей около девяти с половиной километров. Было построено 15 каменных галерей и 3 железобетонных. Через реки, ручьи, пади, ложбины, бухты озера Байкал было переброшено около 470 больших и малых мостов и 6 виадуков. Для защиты пути построили около 270 различных укреплений: подпорных стенок, мощений и прочих. Было построено 18 каменных труб и лотков. По некоторым подсчётам на каждые 100 метров пути на Кругобайкальской железной дороге приходится одно инженерно-техническое сооружение.
По объему, сложности и стоимости работ этот участок не имел себе равных среди железных дорог России. До революции этот короткий участок пути называли "Золотой пряжкой стального пояса России", пряжкой - потому что она соединила разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, а золотой - потому что по стоимости работ она превзошла все существующие в России дороги.
Однако не только огромными капиталовложениями славится легендарная магистраль. Сегодня это, пожалуй, одна из самых красивых железных дорог в мире. Отовсюду приезжают сюда тысячи туристов, желающих убедиться в этом.
До 50-х годов ХХ века КБЖД полноценно функционировала как участок Транссиба. Но после постройки ГЭС на Ангаре уровень воды в Байкале поднялся на 1 метр и дорога от Иркутска до Байкала "затонула". Транссиб проложили по горам в обход озера, а КБЖД стала тупиковым участком. 30 июня 1956 г. по ней прошел последний транзитный поезд, а уже 1 июля движение поездов от Иркутска до озера было остановлено. Кругобайкальская дорога перестала быть магистралью. Здесь были сняты вторые пути, упразднены некоторые станции.
В конце 70-х гг. этот тупиковый участок получил статус историко-архитектурного памятника и был взят под охрану государством.
Сегодня туристы могут увидеть здесь хорошо сохранившиеся порталы и своды многочисленных тоннелей, выполненных из тесаного камня, многочисленные виадуки, мощные подпорные стенки, сохранившиеся деревянные строения в стиле модерн начала века.
В середине августа мы всей семьёй решили отдохнуть в поселке Листвянка (Иркутская область) и прокатиться по Кругобайкальской железной дороге. Свою поездку мы запланировали заранее; прогноз погоды и предстоящие дожди нас совсем не расстроили – мы нашли весомый повод купить галоши и наслаждаться каждой минутой отдыха.
Приехав в Иркутск на «Наушках» в 7 утра, мы позавтракали в привокзальном кафе и отправились гулять по центру Иркутска. Дочка была в Иркутске впервые, и всё время сравнивала Улан-Удэ и Иркутск. Коротко резюмируя впечатления дочки: наш родной город лучше и красивее :) Мы прогулялись по зелёной пешеходной улице, центральной площади, набережной. В Иркутске очень много иностранных туристов, и это очень хорошо – ведь развивается и туризм, и уровень сервиса в общем.
Центральный парк Иркутска
До Листвянки мы доехали за 1,5 часа на маршрутке (стоимость проезда 120 руб/чел). В Листвянке мы решили остановиться в гостинице «Крестовая Падь» и не пожалели! Приехав около полудня, мы решили оставить рюкзаки в отеле и пойти разведать окрестности, но на ресепшн нас приятно удивили готовностью номера. Замечательная девушка проводила нас во второй корпус (всего в отеле 8 корпусов на 3-х разных уровнях) и передала ключи от номера с балконом и прекрасным видом на Байкал! В номере было всё необходимое: Wi-Fi (что в нашем случае очень актуально), телевизор, минибар, набор для приготовления чая, банные принадлежности. Особенно порадовала кровать своим удобством и белоснежным постельным бельём.
Оставив вещи в номере, мы решили пообедать. Сразу скажу, что цены на питание в кафе в Листвянке довольно высокие – тарелка борща – 350-420 руб, блюда с мясом – от 700 руб, 1 бууза – 60-70 руб. Но зато кухня практически в каждом кафе и ресторане – восхитительна, порции большие, вкусные, красиво оформленные!
Варя познакомилась с девочкой из Кореи. Обе очень смущались, но общий язык нашли.
Наша поездка составила всего 3 дня без учета дороги, поэтому мы решили не терять время зря. В первый день мы посетили «Музей самоцветов» и «Ретро-Парк».
В Музее самоцветов представлены все самоцветы Байкальского региона, а также образцы камней из разных уголков России и мира. Кроме самоцветов, в экспозицию музея включены коллекция метеоритов, антикварные ювелирные изделия работы Карла Фаберже, редкие монеты и денежные знаки.
Музей не большой, это скорее выставка частной коллекции, которую более 50 лет собирает хозяин музея Борис. Только ради знакомства с этим удивительным человеком стоит посетить данный музей.
Борис увлекается самоцветами с самого детства, несколько раз в год путешествует по разным странам и собирает лично удивительные вещи со всего света. Недавно, кстати, Борис вернулся из большого трипа по маршруту Гонконг – Шри-Ланка – Мальдивы.
В музее можно приобрести байкальские сувениры, изготовленные из байкальских самоцветов.
Вход в музей: 150 руб.
После музея мы решили прогуляться в Ретро-Парк. Меня удивили изображенные на плакатах динозавры, однако в Ретро-Парке динозавров не было вовсе. Зато было кое-что интереснее)
Ретро-Парк – это не музей и не выставка. Это своеобразный микс под открытым небом ретро техники и современных скульптур из металла. Собрание мыслей и идей, принимающих в металле оригинальную форму.
Вообще Ретро-Парк находится на территории обыкновенного жилого дома художника, который является коллекционером и основателем этого парка. Многие экспонаты очень редкие и вы вряд ли сможете ещё где-то их увидеть. Например, здесь представлены ГАЗ 20 и 21, Москвич 401.
Довольно интересная коллекция старинных фотоаппаратов, картин.
Но больше внимания привлекают скульптуры из металла, вылепленные словно из пластилина. Тут вы увидите и героев мультфильмов и сказочных персонажей, ковбоев и жар-птиц, солдат с пушками и лыжников-инопланетян.
Нам очень понравилась оригинальность скульптур, находчивость хозяев Парка, которые дали вторую жизнь старым и, казалось бы, никому ненужным вещам. Мы с удовольствием сфотографировались на старом мотоцикле, посидели на лужайке с забавными собачонками и получили удовольствие от нахождения в этом месте.
Стоимость за вход в парк символическая – 100 руб.
Около Ретро-Парка находится Свято-Никольская церковь. Деревянный храм с колокольнями состоит из двух ярусов, такая конструкция в деревянном зодчестве именовалась - "восьмерик на четверике".
Церковь очень красивая, территория, на которой она находится– ухоженная, повсюду цветы, аккуратные лужайки. К Церкви мы подошли только к вечеру, к окончанию богослужения, но нам разрешили зайти внутрь. Среди икон в данной церкви есть памятники середины ХVIII в.
Во второй день мы проснулись довольно рано (около 8 утра) и пошли завтракать на площадку с панорамным видом на Байкал. Хочу отметить завтрак в Крестовой Пади – шведский стол с огромным выбором вкусных и свежих блюд. В этом отеле, кстати, как и во всей Листвянке – очень много иностранцев и зря ругают наших туристов – после корейцев или китайцев на столах практически ничего не остаётся. Но руководство отеля молодцы – оперативно пополняют блюда.
После завтрака мы решили прогуляться до музея озера Байкал.
Байкальский музей - единственный музей в России, экспозиция которого практически полностью посвящена озеру. Байкальский музей представляет научные сведения о Байкале в наглядной и доступной для понимания форме.
В Байкальском музее действует несколько экспозиций, каждая из которых по-своему открывает для нас Байкал.
В первой экспозиции представлена исчерпывающая информация о геологическом строении и природных ландшафтах озера, его обитателях.
Увлекательно и доступно экскурсоводы рассказывают о многообразии и своеобразии бычковых рыб, омуле, хариусе, осётре, микроскопическом рачке эпишуре, который является основным очистителем воды в озере Байкал, а также здесь можно узнать о единственном млекопитающем озера — Байкальской нерпе.
Все многообразие живых форм озера Байкал мы увидели собственными глазами во второй экспозиции музея - в пяти аквариумах высотой с человеческий рост мы наблюдали за удивительными обитателями Байкала. Но больший восторг, особенно у дочки, вызвали 2 нерпочки)
А ещё мы погрузились на дно Байкала в виртуальном батискафе на самую глубокую точку озера – 1642 метра! Мы познакомились с многочисленными подводными обитателями Байкала в их естественной среде обитания. Теперь мы – настоящие акванавты)
Но не только подводным миром богат Байкал! Рядом с Байкальским музеем находится настоящий лесной рай - Дендропарк с разнообразными растениями Байкальского региона.
В Дендропарке огромное количество смотровых площадок с панорамным видом на Байкал.
Много полезной информации о сибирских растениях мы, к сожалению, не узнали, потому что гуляли без гида, зато сделали много красивых фотографий))
А ещё мы поднялись на Камень Черского!
Камень Черского – вершина одной из прибрежных гор в поселке Листвянка, высотой в 755 метров. Она названа в честь знаменитого исследователя Байкала, геолога Ивана Дмитриевича Черского.
Здесь находится беседка с обзорной смотровой площадкой, откуда открывается захватывающая панорама местных достопримечательностей: на горизонте высятся белые вершины хребта Хамар-Дабан, практически "под ногами" исток Ангары с Шаман-камнем, за ним – порт Байкал, направо – Ангара вплоть до Иркутского водохранилища, налево виднеется листвянская пристань, судоверфь, а над ними белеет телескоп Байкальской обсерватории, находящийся на восточной окраине Листвянки.
На Камень Черского мы поднимались от Байкальского музея сперва по асфальтированной серпантинной дорожке длиной 2200 метров, а затем на канатном подъемнике горнолыжного центра.
Билет на подъемник стоит 300 рублей.
В общем в этот день мы прошли около 10 километров пешком и спали без задних ног)
На третий день нас ожидало путешествие по КБЖД – Кругобайкальской железной дороге.
Свой путь мы начали в 09:30 утра с переправы из порта Байкал. Честно говоря, мы ожидали увидеть захудалое суденышко, а поплыли пусть и не на большом, но красивом и современном катере.
На КБЖД мы передвигались на паровозе с современными вагонами. Нам с дочкой даже разрешили подняться в кабину.
А вы были в кабине настоящего, действующего паровоза? Мы - ДА!
Кругобайкалка - место уникальное не только на Байкале, но и, пожалуй, во всем мире. По количеству разного рода работ, приходящихся на 1 км пути, и по трудности их выполнения КБЖД превзошла все построенные рельсовые пути в мире и по праву считается красивейшей среди железных дорог мира.
Это место, где на узкой полоске Байкальского побережья удивительным образом слились воедино каменная кладка порталов тоннелей и подпорных стенок с колоритными неповторяющимися скалами. Склоны, обращенные к Байкалу, во многих местах очень круты, прорезаны узкими, но глубокими долинами, иногда почти вертикально вздымаются над озером.
Кругобайкальская железная дорога является уникальным памятником инженерного зодчества.
Немного истории, которую рассказал нам гид:
17 мая 1891 г. царь Александр III издал указ о начале строительства Транссибирской магистрали, "повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений".
Строили ее в основном сосланные в Сибирь каторжники. Всего было задействовано около 15000 человек, работавших по 14-16 часов в сутки. Часто происходили несчастные случаи, за год погибало до 100 человек.
Пробивка тоннелей осуществлялась преимущественно вручную, с использованием взрывчатки. Суточная скорость продвижения составляла 40-50 см. По вольному найму работали специалисты по кладке камня из Италии и Албании, использующие в строительстве элементы циклопической кладки, при которой камень ставится без связывающего раствора, путем подбора по форме.
На каждый километр пути в среднем израсходовано по одному вагону взрывчатки и произведено земляных работ по объему, равному вместимости примерно 400 вагонов, что сравнимо с объемом работ на строительстве Суэцкого канала.
За период строительства этого участка транссибирской железной дороги (от Култука до порта Байкал) строители возвели 41 тоннель. Из них 40 сохранилось. Общая протяжённость тоннелей около девяти с половиной километров. Было построено 15 каменных галерей и 3 железобетонных. Через реки, ручьи, пади, ложбины, бухты озера Байкал было переброшено около 470 больших и малых мостов и 6 виадуков. Для защиты пути построили около 270 различных укреплений: подпорных стенок, мощений и прочих. Было построено 18 каменных труб и лотков. По некоторым подсчётам на каждые 100 метров пути на Кругобайкальской железной дороге приходится одно инженерно-техническое сооружение.
По объему, сложности и стоимости работ этот участок не имел себе равных среди железных дорог России. До революции этот короткий участок пути называли "Золотой пряжкой стального пояса России", пряжкой - потому что она соединила разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, а золотой - потому что по стоимости работ она превзошла все существующие в России дороги.
Однако не только огромными капиталовложениями славится легендарная магистраль. Сегодня это, пожалуй, одна из самых красивых железных дорог в мире. Отовсюду приезжают сюда тысячи туристов, желающих убедиться в этом.
До 50-х годов ХХ века КБЖД полноценно функционировала как участок Транссиба. Но после постройки ГЭС на Ангаре уровень воды в Байкале поднялся на 1 метр и дорога от Иркутска до Байкала "затонула". Транссиб проложили по горам в обход озера, а КБЖД стала тупиковым участком. 30 июня 1956 г. по ней прошел последний транзитный поезд, а уже 1 июля движение поездов от Иркутска до озера было остановлено. Кругобайкальская дорога перестала быть магистралью. Здесь были сняты вторые пути, упразднены некоторые станции.
В конце 70-х гг. этот тупиковый участок получил статус историко-архитектурного памятника и был взят под охрану государством.
Сегодня туристы могут увидеть здесь хорошо сохранившиеся порталы и своды многочисленных тоннелей, выполненных из тесаного камня, многочисленные виадуки, мощные подпорные стенки, сохранившиеся деревянные строения в стиле модерн начала века.
Обязательно внести КБЖД в список "must see" - это уникальное место с удивительной энергетикой!
А мы с удовольствием поможем Вам в организации этого путешествия!
С заботой и искренним уважением,
Сеть турагентств ВЕЛЛ
☎ 8 (3012) 623-603, 513-503
г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 2.
Сеть турагентств ВЕЛЛ
☎ 8 (3012) 623-603, 513-503
г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 2.